Давно собирался написать о том, как мы ездили в Бородино. Настоящее Бородино (в плане одноименного сражения, а так их в Московской области несколько, видимо, популярное древнерусское название). Осенью 2002 года, в ознаменование 190-ой годовщины Бородинской битвы, там устраивалось театрализованное представление, военно-историческая реконструкция сражения.

Собирались ехать, кроме меня, еще Дима Порай (тогда еще почетный холостяк), Миша с Олей, Леша Герасименко и Вовка, сумевший найти аргументы и на день выбыть из состава своей маленькой дружной семьи. Леша должен был добраться до места и обратно на экскурсионном автобусе, а все остальные - электричкой с Белорусского вокзала. Чтобы быть ближе к месту событий, в ночь с субботы на воскресенье я заночевал в гостях у Миши, закупив по дороге к нему флакон водки для дружественного поглощения на лоне природы (тут надо заметить, что Леха aka Бартез был в Бородине двумя годами ранее вместе со своим младшим братом и привез оттуда отличные воспоминания о распитии водки под березами на древних курганах).

Проснувшись рано утром в воскресенье, я с удивлением узнал от Миши, что они с Олей ехать передумали, так что я поплелся на вокзал в одиночестве. Узнал расписание, по поводу праздника туда были добавлены несколько электричек до Бородина утром и несколько - вечером. Кроме того, среди ожидавших ходили слухи о том, что все электрички до Можайска автоматом будут следовать до следующей по очереди станции (а это как раз и есть Бородино). Вскорости подвалили Дима и Вовчик. Но на одну электричку до Бородина мы опоздали, а следующая была до Можайска. Эх, была ни была, сели туда.

Ехали долго, почти два часа. За разговором уплели банку чипсов и бутылку колы. Когда приехали в Можайск, то оказалось, что поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны (и все такое). Вышли на перрон, разузнали диспозицию, посетив одновременно местное заведение. С привокзальной площади до музея Бородино по случаю праздника ходили бесплатные автобусы. С боем поместились в один из них, поехали. Ехали довольно долго и довольно медленно, в какой-то момент автобус начал двигаться медленнее пешеходов, тонкие вереницы которых струились по обе стороны дороги в направлении Бородина. Автобус засуетился, люди начали вылезать в намерении идти пешком. Мы некоторое время постояли и подумали. В кричащей тишине прозвучал голос одного из пассажиров: "Лучше плохо ехать, чем хорошо идти". Но мы все же пошли.

Долго ли, коротко ли, после получаса пути никаких признаков военных событий не возникало, только усиливалась пробка на дороге и все большее число людей двигалось пешком. Потом вдруг пробка рассосалась и мимо нас стали один за другим проезжать многочисленные туристические и маршрутные автобусы, включая и тот, из которого мы так неудачно вылезли. Причем множество людей, поняв свою ошибку, пытались тормознуть транспорты, но ни один не останавливался. Пришлось топать дальше.

Протопали одну деревеньку, вторую, и вот, наконец, плакат на столбе "Бородино". Круто, решили мы и Дима по своему обычаю рядом со столбом сфотографировался. Потом был первый памятник, уже не помню кому именно, а рядом с ним - схема расположения всех обелисков, монументов и прочих экспозиций музея на огромном поле. Вскоре вышли на большую равнину, где было видно толпы людей, танк на постаменте, огромную восьмигранную стеллу и ряд памятников поменьше. Еще через какое-то время дошли до места проведения непосредственно военно-исторической реконструкции бородинского сражения. За мелькавшими эскадронами гусар, улан и прочих ополченцев наблюдала огромная толпа, порядка ста тысяч человек. Принялись вызванивать Леху, уже и не надеясь встретиться в таком количестве народу. Но - встретились, пообнимались, выпили по рюмочке, посмотрели на действо. Выяснилось, что пока мы добирались, Леха с компанией уже все осмотрели, и поэтому они вскоре засобирались обратно на туристическом автобусе. Так мы снова оказались втроем. И пошли осматривать окрестности.

Пропуская часа четыре странствий, о которых подробнее расскажут фотографии, когда я наконец их отсканирую, в течение которых мы обошли почти все достопримечательности бородинского поля и почти допили бутылку (и доели все, что брали с собой), расскажу о замечательном вечере этого замечательного дня. Итак, было известно, что вечерняя электричка отходила со станции Бородино в восемь часов. Имея почти полтора часа в запасе, мы неспешно двинулись от самого шевардинского редута до станции, имея для ориентировки на местности только карту, распечатанную с сайта и потому некорректно показывавшую расстояния. Сначала мы шли и пытались стопануть изредка проезжавшие мимо машины. Потом, когда уже дошли до поворота к железной дороге, спросили у местных жителей, далеко ли до станции. Километра два, был ответ. Прикинули время и расстояние и пошли побыстрее. Потом еще побыстрее. Признаков населенного пункта не наблюдалось. В какой-то момент мы побежали. Впереди мчался Вовчик, который предусмотрительно надел кроссовки, потом Дима, я замыкал шествие (ну совсем как Леголас, Арагорн и тот гном из "Властелина Колец", имени которого я не помню). В моей сумке слышался плеск водки, но не было времени остановиться и закрутить разболтавшуюся пробку (в итоге еще неделю сумка благоухала крепким спиртовым запахом).

Без одной минуты восемь мы выбежали к станции. Возле железнодорожной платформы вальяжно расселись на травке группы туристов, невдалеке стояла электричка, из чего мы сделали вывод, что успели. Мы и в самом деле успели, но поняли это лишь после того, как электричка, медленно набирая ход, скрылась по направлению к Москве. Потом на помещении станции мы увидели плакат, возвещавший о том, что поезда к Москве отправляются с высокой платформы, а на Вязьму - с низкой, после чего Вовка стал громко материться. На наше счастье следующий поезд был добавлен к расписанию и стартовал в девять часов. На нем мы спокойно доехали до дома. Вечером я обреченно разглядывал свои ноги, сплошь покрытые мозолями. По карте мы натопали за день пятнадцать километров, а если судить по времени и средней скорости пешехода, то и все двадцать.

Но в целом нам всем очень понравилось!


Tag, Москва, 2 октября 2004 г.